Церковь Покрова на Нерли - шедевр мирового зодчества,
вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета
Владимиро-Суздальского княжества.
Ее называют "белой лебедью" русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой.
Это маленькое, изящное здание построено на небольшом холме,
на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму.
Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви,
и тогда над водной гладью одиноко высился сверкающий белизной легкий одноглавый храм,
словно свеча, вырастающий над просторами заливных лугов
во всей своей ясности и красоте.
Во всей русской архитектуре, создавшей столько непревзойденных шедевров,
вероятно, нет памятника более лирического.
Этот удивительно гармоничный белокаменный храм,
органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне.
|
Храм построен в 1165 году
|
Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли
после кончины своего любимого сына Изяслава – в память о нем.
Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой
уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.
Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году.
Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом
владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году.
В этом походе и погиб молодой князь Изяслав.
В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм.
По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви
доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.
|
"Белая лебедь" русской архитектуры
|
Храм был посвящен новому на Руси празднику – Покрова Богородицы.
Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем
без согласия киевского митрополита и константинопольского патриарха
и призван был свидетельствовать об особом покровительстве
Богородицы Владимирской земле. Главный храм Владимира,
Успенский собор, также был посвящен Богоматери –
в отличие от соборов Киева, Новгорода, Полоцка, Пскова и других княжеских столиц.
Во времена князя Андрея Боголюбского на Владимирской Руси
приобретает известность событие из Византийской истории X в.:
явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя
святым Андрею Юродивому и Епифанию при
нападении на греков сарацин в день 1 октября - "Влахернское чудо".
Тогда же во Владимире учреждается праздник
Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа).
В Византии на этот день приходилось празднование Животворящего креста.
Все эти празднования - "Влахернского чуда", Спаса и Богородицы,
Животворящего креста - объединяет идея божественного покровительства,
которая со временем оформилась в особый праздник Покрова Богородицы.
|
Аркатурный пояс украшает стены храма
|
Место для церкви – пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму –
указал сам князь Андрей Боголюбский.
Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье,
специально под храм было сооружено высокое основание –
искусственный холм из глины и булыжного камня,
в котором были заложены фундаменты будущей постройки.
Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами.
Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке,
отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам.
|
Полукружиям закомар вторят завершения изящно вытянутых окон
|
Конструктивно храм Покрова на Нерли очень прост –
это обычный для древнерусского зодчества одноглавый
крестовокупольный четырехстолпный храм.
Но строители церкви сумели воплотить в ней совершенно новый художественный образ.
От более ранних владимирских храмов церковь Покрова на Нерли
отличается изысканностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции.
Здесь нет царственности владимирского Успенского собора,
нет мужественной величавости Дмитриевского собора.
Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли –
это воплощенная победа духа над материей.
С помощью удачно выбранных форм, пропорций и деталей
зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости,
устремленность в высь.
|
Полуцилиндры апсиды
|
Церковь невелика и удивительно гармонична.
Полуцилиндры апсиды, такие грузные,
так сильно выступающие в постройках Юрия Долгорукого,
здесь словно утоплены в тело храма,
и восточная (алтарная) часть не перевешивает западную.
Сложно профилированные пилястры с легкими полуколоннами
подчеркивают движение ввысь композиции изящного храма.
Аркатурно-колончатый пояс, тонкие колонки которого опираются на резные кронштейны,
проходит по всем фасадам и под карнизом апсид.
Выше аркатурно-колончатого пояса стены украшены рельефами.
|
Фрески храма не сохранились
|
Вертикальное устремление постепенно и незаметно
переходит в полукруглые очертания закомар.
Полукружиям закомар вторят завершения изящно вытянутых окон.
И, наконец, церковь венчает полукружие главы,
которая раньше была шлемовидной, а сейчас напоминает луковицу.
В 1954 - 1955 гг. при археологических изысканиях были
обнаружены фундаменты неизвестного назначения.
Скорее всего, это - основание несохранившейся арочной галереи,
которая огибала церковь с трех сторон на расстоянии
двух с половиной метров от стен.
Внутреннее убранство - фрески не сохранились,
были сбиты при "поновлении" храма в 1877 году.
|
Резное убранство храма
|
Резчики, украсившие церковь Покрова, сделали первые,
но блистательные шаги на пути владимиро-суздальского
пластического искусства от единичных рельефных изображений
до грандиозных скульптурнодекоративных ансамблей
на стенах Дмитриевского собора во Владимире.
В центре каждого фасада (кроме восточного)
находится рельефная фигура знаменитого библейского царя Давида-псалмопевца.
Зачарованные его музыкой, присмирели львы, птицы и грифоны.
Птица — древний символ человеческой души, а лев — символ Христа.
В Средние века считалось, что львица рождает
детёнышей мёртвыми и оживляет их своим дыханием.
Это воспринималось как прообраз Воскресения Христова.
Наконец, лев — царь зверей, а Христос — Царь Небесный.
Последнее толкование связывало льва с идеей княжеской власти:
ведь земные правители считались наместниками Бога на земле.
Чуть ниже, над окнами, помещена галерея женских головок.
Некоторые учёные связывали их с образом Богоматери,
а, возможно, маски изображают ангелов, явившихся послушать
Давида и прославить Богородицу.
|
Церковь Покрова на Нерли
|
Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм
сравнивают с древнегреческими храмами.
Глядя на это удивительное творение русских мастеров,
трудно поверить, что храм Покрова на Нерли только чудом спасен от гибели.
И опасность ему грозила не от воинствующих безбожников эпохи коммунизма,
а от православного духовенства.
В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал
перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на Нерли,
чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни.
Владимирский епископ такое разрешение дал.
Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.
В настоящее время храм Покрова, как и прежде, приписан к Боголюбовскому монастырю;
совместно используется музеем-заповедником и церковью;
внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Надежда Грода
http://www.kontorakuka.ru/countries/europe/russia/main.htm?right=http://www.kontorakuka.ru/countries/europe/russia/fotos6.htm
Замечательная панорама, Тамара Федоровна! И музыка такая чудесная! С большим удовольствием совершила экскурсию!
ОтветитьУдалитьДа, панорама великолепна, Людмила Николаевна! Удивительно красивый храм!
ОтветитьУдалитьБожественная картина! Интересно, как добираются до храма?
ОтветитьУдалитьВеличественная красота! Спасибо большое за панораму.
ОтветитьУдалитьКрасиво и величественно. Возвышенно. Все хлопоты уходят как что-то лишнее...
ОтветитьУдалитьСпасибо Тамара Федоровна! Я там была, когда ездила по Золотому кольцу России в 2010году.
ОтветитьУдалитьТакая красота! Спасибо за экскурсию!
ОтветитьУдалить